Первомай: праздник старый, праздник юный

  • 01 / 05 / 2021
  • 1197
Сегодня немногие задумываются о том, что первомайские праздники у нас в стране имеют более чем трехсотлетнюю традицию и то, что само их название – День весны и труда имеет большой исторический смысл.

Первым массовые первомайские гулянья в Москве ввел еще Петр I – по его решению в этот день для москвичей стали устраивать гулянья в Сокольниках. Позднее такие гулянья начали проводить в Петербурге, других крупных городах. Обычай празднования Первомая сохранился и при дочери Петра Елизавете, причем, по свидетельству современника, только в 1756 году гостей на праздник доставили более тысячи экипажей!

Первомайские праздники всегда были очень популярны: после зимы народ с удовольствием отдыхал и веселился на природе. Со временем на первомайские праздники начала собираться почти вся Москва. Сокольники не вмещали всех желающих, и гулянья «растеклись» по Марьиной роще, Девичьему полю. По воспоминаниям московского писателя Ивана Белоусова, в этот день в Сокольниках «действовали карусели, качели, по роще ходили шарманщики и хоры русских песенников, чайницы у своих столов зазывали гуляющую публику попить у них за столиками чайку, ходили разносчики с разными закусками. Группы гуляющих располагались в роще прямо на траве, раскладывали закуску и пели песни - вся роща была наполнена звуками гармоник, песен, выкриками разносчиков».

Примечательно, но факт: уже при Петре I первомайские гулянья носили интернациональный характер и были связаны с чествованием человека труда. Близ Сокольников царь поселил пленных шведских мастеров. Там, в царской вотчине на парусной фабрике, работавшей на нужды Российского флота, они обучали ремеслу москвичей, и на 1 мая царь лично потчевал за государев счет немецких и шведских мастеров.

Политическую окраску первомайские «маевки» приобрели ближе к концу XIX века, вместе с бурным ростом промышленного производства. Основным требованием рабочих в развитых промышленных странах уже долгое время было требование восьмичасового рабочего дня, и лозунг «Восемь часов — труд. Восемь часов — отдых. Восемь часов — сон» становился все более популярным.

chicago01051886.jpg

Первыми с массовым требованием восьмичасового рабочего дня в 1856 году выступили рабочие Австралии. Спустя десять лет на Конгрессе Международного товарищества трудящихся К.Маркс и Ф. Энгельс призвали развернуть солидарную борьбу за введение восьмичасового рабочего дня. Их слова нашли отклик в рабочих кругах, и 1 мая 1886 года по примеру своих австралийских соратников на улицы Нью-Йорка, Детройта и Чикаго вышли одновременно 350 тысяч американских рабочих.

Самые драматические события в те дни произошли в Чикаго. В историю они вошли под названием «Бунт на Хеймаркет». После первомайской забастовки на одном из заводов уволили 1,5 тысячи работников. Возмущённые рабочие тут же объявили ещё одну забастовку. Через два дня на завод прибыли штрейкбрехеры. Рабочие встретили их у проходной, в дело вмешалась полиция, началась стрельба, четыре человека были убиты, десятки ранены. Возмущённые местные активисты-анархисты напечатали листовки и призвали людей прийти на митинг на торговую площадь Хеймаркет-сквер. 4 мая на площади собралась огромная толпа, в том числе женщины и дети. Митинг проходил спокойно, продолжался до вечера, люди начали расходиться. Мэр Чикаго, который наблюдал за происходящим, спокойно отправился домой. После этого на площади появился отряд полиции. Выступавший в это время успел лишь сказать им, что это мирный митинг, как из толпы в полицейских полетела бомба. Началась стрельба, четыре человека были убиты, несколько десятков рабочих ранены.

На следующий день власти разгромили рабочие клубы, арестовали и подвергли пыткам сотни «подозрительных». Под суд попали восемь человек, хотя семерых из них вообще в этот день не были на митинге. Американская пресса набросилась на всех «левых» без разбора, полиция начала охоту за ними по всей стране. Судьи и присяжные в Чикаго были настроены против обвиняемых, личность человека, бросившего бомбу, никто даже не попытался установить. В итоге четверых обвиняемых повесили, на казнь они шли, напевая «Марсельезу», которая тогда уже стала гимном международного рабочего движения. Перед смертью один из приговорённых, Август Спис, крикнул: «Придёт день, когда наше молчание окажется мощнее ваших криков!». И он оказался прав: спустя два года первый Парижский конгресс II Интернационала по предложению американских рабочих объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира, и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и другими социальными требованиями.

chicago1886.jpg

На следующий год День солидарности рабочих всего мира отметили и в Российской империи – многотысячная стачка прошла в Варшаве. В Москве первая политическая «маевка» состоялась в 1894 году в лесу близ Вешняков. В ней приняли участие около 300 представителей 35 предприятий города, которые решили создать свою организацию – «Московский рабочий союз».

«Маевки» быстро стали носить политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями. Первомайские выступления рабочих уже в 1901 году в Москве, Петербурге, других городах Империи впервые сопровождались лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!», столкновениями с войсками. Тогда же в Москве, в противовес набиравшим популярность социал-демократическим маевкам, начальник Московского охранного отделения Сергей Зубатов начал проводить для рабочих в Политехническом музее собрания и «чтения по рабочему вопросу», знаменовавшие его политику «полицейского социализма».

Примечательный факт: рабочие выступления в начале ХХ века в России носили «внепартийный» характер, были лишь опосредованно связаны с социал-демократическими организациями. Парадоксально, но о маевках, стачках и демонстрациях 1 мая 1890-1900 годов в России не упоминалось даже в «Кратком курсе Истории ВКП(б)».

Первомайская активность российских рабочих с каждым годом росла, на стачки и демонстрации в 1912—1914 гг. выходило уже около полумиллиона рабочих. В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые отпраздновали открыто: на улицы с различными лозунгами за свободу и в поддержку войны до победного конца вышли уже миллионы рабочих. В демонстрациях принимало участие и духовенство, а в Петрограде на Марсовом поле демонстрантов приветствовал Александр Керенский.

1may1918.jpg

Официальным праздником и нерабочим днем 1 Мая стало в 1918 году. Это закрепили в Кодексе законов о труде и назвали Днем Интернационала. В Москве на Ходынском поле прошел первый первомайский парад РККА, в котором участвовало около 30 тысяч человек. С тех пор военные парады стали традиционными для этого дня и проводились ежегодно. И знаменитые парады советских физкультурников тоже берут свое начало с первомайских праздников, и грандиозные авиационные парады довоенных лет – именно 1 Мая десятки тысяч москвичей впервые увидели в небе гигантский самолет «Максим Горький» и самый быстрый истребитель своего времени И-16.

В 1919 году центром празднеств стала уже Красная площадь, туда направлялись представители всех районов, чтобы послушать речь Владимира Ленина. «К полудню широкие просторы Красной площади с трудом вмещают прибывающие массы. Над площадью символически господствует колоссальная звезда с гербом Р.С.Ф.С.Р, плакаты с лозунгами о единении пролетариев всего мира. Над площадью летали аэропланы, разбрасывавшие прокламации, а газеты и брошюры подвозились на автомобилях», – вспоминал один из очевидцев. Достопримечательностью стал выставленный на площади танк, отбитый в Одессе у французов, и памятник Степану Разину, торжественно открытый на Лобном месте. Простоял он там, правда, всего несколько дней. На площади Народного дома в Лефортово поставили массовую инсценировку «Да здравствует III Интернационал!». Содержание ее было понятно всем: «гибель старого мира и борьба за новый мир с призывом борющихся под Красные знамена; похороны погибших героев, изгнание тиранов и в конце мир во всем мире». Подобные зрелища в то время были самой популярной формой празднества, они позволяли активно вовлекать в действие самих зрителей.

В 1928 году майские праздники стали двухдневными – такое постановление принял Совет Народных Комиссаров СССР. Праздники в те годы начинались с шествия трудящихся по центральным улицам городов. Нарядные взрослые и дети шли с цветами, транспарантами и флажками под марши и политические лозунги, партийные руководители приветствовали их с трибун. В этот день в стране чествовали передовиков производства, ветеранов, почетных граждан. Постепенно праздник «растекался» по улицам. «Торговые предприятия готовятся к широкому празднованию трудящимися 1 Мая. Трест «Ларек» откроет в этот день киоски и буфеты, лотки и автолавки, два трамвайных поезда. Намечается широко использовать бумажную посуду. Трест «Кафе» организует торговлю кондитерскими изделиями, а также предварительные заказы на торты. Московские заводы фруктовых вод выпустят фруктовые воды высокого качества, более двух миллионов бутылок», – писала в 1936 году газета «Рабочая Москва».

Во время Великой Отечественной войны парады и шествия, конечно же, не проводились, но Первомай всегда оставался в умах людей очень значимой датой. Уже в начале апреля 1945 года другая столичная газета «Московский большевик», сообщала: «Ко дню первомайского праздника вступит в строй Дворец культуры Метростроя. Метростроевцам передано здание бывшего клуба имени К. Цеткин. Оно коренным образом реконструируется и отделывается».

1may1945.jpg

1 мая 1945 года было посвящено приближающейся Победе. В Москве, столицах союзных республик прозвучал салют, как следовало из приказа Верховного Главнокомандующего, «в честь побед Красной армии на фронте и великих успехов рабочих, колхозников и интеллигенции в тылу, в ознаменование международного праздника трудящихся».

После Великой Отечественной войны жизнь в стране постепенно возвращалась в привычное русло, вместе с ней возвращались и майские праздники. Об их популярности у москвичей говорит только один факт: в 1959 году столичные предприятия связи были даже вынуждены напечатать в «Вечерней Москве» специальное уведомление, что с 16 по 20 апреля они организуют заблаговременный прием первомайских поздравительных телеграмм с доставкой адресатам, иначе просто не доставят их в срок.

Первую прямую трансляцию отечественное телевидение организовало и провело тоже 1 Мая. В 1956 году в эфир вышел репортаж с Красной площади о военном параде и демонстрации трудящихся. С тех пор праздничные мероприятия ежегодно транслировали на всех центральных каналах.

Самые красочные демонстрации и парады пришлись, безусловно, на брежневскую эпоху – масштабные шествия физкультурников, к организации которых привлекали лучших режиссеров-постановщиков страны, многие помнят и по сей день. Как и главный лозунг майского праздника времен СССР: «Мир! Труд! Май!». А еще у многих осталось в памяти первомайское ощущение большой дружной страны и вера в то, что когда-нибудь весь мир станет таким же дружным. Тем более что в крупных областных индустриальных городах праздник отмечали еще искреннее, чем в Москве, а телевизионная информационная программа «Время» в те дни начиналась с рубрики «Первомай шагает по стране» – репортажей из Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента, Риги, Баку и т. д.

Тогда же, начиная с 1972 года, 1 Мая стало официально именоваться Днем международной солидарности трудящихся.

Официальная первомайская демонстрация в последний раз состоялась 1 мая 1990 года, а уже в 1992-м в России впервые отметили Праздник Весны и Труда. Изменилось название, но не поменялся его внутренний смысл – 1 Мая по-прежнему остается для всех самым важным, самым главным профсоюзным праздником страны. Отдавая дань традиции, профсоюзы в этот день выходят с требованиями достойной жизни для Человека труда. Праздник отмечают не только в России, но и в США, странах Европы, Африки, Латинской Америки, Азии.

Оставаясь верной традициям, Московская Федерация профсоюзов убеждена: 1 Мая было и остается лучшей возможностью продемонстрировать исполнительной власти и работодателям свои единство, сплоченность, решимость и заявить о требованиях по дальнейшему улучшению качества жизни человека труда, который достоин всеобщего уважения!