«Мосметрострой» готовится к юбилею

В октябре АО «Московский метрострой» исполняется 90 лет, а через полгода такой же юбилей отметит и его профсоюзная организация. Профсоюз проведет свои мероприятия по отдельному плану, однако – само собой – активно включен в праздничные события компании. О буднях и праздниках строителей столичной подземки «Солидарность» поговорила с профсоюзным лидером Сергеем Стешенко.

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ, ЧТОБЫ ЗНАЛИ


Надо сказать, весь этот год проходит под знаком юбилея: разработана специальная символика, утвержден логотип, в выставочном зале «Мосметростроя» открыта экспозиция, все мероприятия посвящаются грядущему празднику, а в компании под руководством генерального директора работает специальный оперативный штаб, в состав которого входит и профсоюзный лидер «Мосметростроя».

Юбилей строителей московской подземки могут отметить все: готовятся мероприятия как внутренние, так и публичные. Так, на Цветном бульваре откроется уличная фотовыставка, а на станции метро «Выставочная» – историческая экспозиция.

Есть планы и по обустройству легендарной «шахты № 1» – точки, откуда началось строительство метро в СССР (между станциями метро «Красносельская» и «Сокольники»). Эти планы руководство «Мосметростроя» и профсоюзная организация лелеют давно, и к юбилею, вероятно, всё случится. По крайней мере, проект уже разработан ООО «Институт Инжпроект», который входит в группу компаний АО «Мосметрострой». А готовый проект – уже полдела.

«Ряд юбилейных мероприятий мы проводим совместно с Советом ветеранов, с которым у профсоюзной организации – самые тесные связи, – отмечает председатель территориальной организации профсоюза работников «Московского метростроя» (Роспрофжел) Сергей Стешенко. – Это прежде всего мемориальный блок, связанный с памятью о первых строителях столичного метро, о его героях. Практически все бывшие руководители «Мосметростроя» похоронены на Новодевичьем и Троекуровском кладбищах Москвы. По одному только этому факту можно представить, какое значение имела наша организация, люди, работающие в ней, и руководители, возглавляющие ее. Мы ухаживаем за их могилами. А также за могилами героев Советского Союза и Социалистического Труда, которых немало среди наших метростроевцев. Например, Константин Яковлевич Самсонов, Герой Советского Союза, – человек, чей батальон в числе первых вошел в Рейхстаг и поднял над ним флаг. Вообще среди выходцев из «Мосметростроя» – 53 Героя Советского Союза, 1 Герой Российской Федерации и 23 Героя Социалистического Труда, – с гордостью профлидер листает солидное издание «Герои-метростроевцы: фронт и тыл». – Скажите, много ли организаций, которые воспитали такое количество героев?».

Профсоюз и Совет ветеранов разыскивают родственников своих коллег, помогают увековечить память о них. И это не только в отношении Героев Советского Союза и Социалистического Труда. Ведется кропотливый поиск в архивах, обнаруживаются люди, отдавшие работе в «Мосметрострое» всю свою жизнь, строившие как метро, так и тоннели практически по всему миру – в Ташкенте и в Ереване, в Афганистане и в Крыму, в Сербии и на Байконуре…

Отдельно необходимо отметить, что многие работники «Мосметростроя» получили свои звезды, являясь боевыми летчиками. Вроде бы – какая может быть связь между подземным строительством и небом? Но в довоенные годы в деревне Малые Вяземы Одинцовского района действовал аэроклуб «Мосметростроя», который выпустил свыше тысячи парашютистов и больше 600 летчиков, 26 из которых стали Героями Советского Союза.

Сегодня на этом месте располагается сельская средняя школа, а нынешние метростроевцы в лице профактива и опять же членов Совета ветеранов налаживают с ней связи, чтобы ниточка не прерывалась. Договорились в сентябре провести встречу с учениками, рассказать о героическом прошлом их родной школы.

А для детей метростроевцев сейчас проходит творческий конкурс. Ребята могут проявить свои способности и в рисовании, и стихосложении, и исполнении песен, и в других видах творчества – на тему юбилея метро, конечно. После подведения итогов профсоюз организует для детей мастер-класс под девизом «Я рисую метро» по обучению рисунку акварелью от профессионального художника – преподавателя детской художественной школы.

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ


В компании трудятся свыше 13 тысяч работников, а их профсоюзный охват – под 80 процентов. В структуре группы компаний АО «Мосметрострой» около 30 организаций разной численности и местонахождения – в Москве, в Московской, Калужской, Владимирской областях. Действующий коллективный договор подписали 22 организации, входящие в АО «Мосметрострой».

«У нас есть организации, где, увы, нет профсоюза. Но это, как правило, организации, которые фактически прекратили свое существование, но на бумаге пока еще числятся. На «Мосметрострое» трудятся и вахтовики, но многие из них тоже – члены профсоюза», – рассказывает Сергей Стешенко.

Его персональный экземпляр колдоговора весь расцвечен маркерами. Сразу ясно: настольная книга номер один.

«Могу сказать, что ни одной нормы, которая бы существовала в прошлом договоре, урезана не была, все сохранены, – констатирует профлидер. – Здорово, что при подписании предыдущего колдоговора мы добились дополнительных выплат уполномоченным по охране труда и сумели сохранить их в нынешней редакции, то же можно отнести и к ряду других пунктов. К сожалению, довольно долгое время не был проработан механизм финансового взаимодействия при проведении совместных мероприятий, и все мероприятия работодатели и профсоюз проводили каждый за свой счет. Однако теперь мы нашли и прописали взаимно удобную форму финансового взаимодействия: при проведении совместных культурно-массовых, спортивных мероприятий мы заключаем соглашение о целевом финансировании, работодатели производят оплату, а мы берем на себя организацию мероприятия».

Строительство метро – работа сложная и опасная. Поэтому особое внимание уделяется спецодежде и СИЗам. Если здесь возникают вопросы – они решаются в первую очередь. А в колдоговоре прямо сказано: на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда выделяется не менее 0,5% от суммы затрат на производство – что в 2,5 раза выше нормы в 0,2%, зафиксированной Трудовым кодексом.

Среди других гарантий, закрепленных в коллективном договоре, – компенсация работодателем затрат на детский отдых. Родители платят за путевку в лагерь только 10% от ее цены (или 4,5 тыс. рублей за смену продолжительностью 21 день в лагере «Юный метростроевец»).

А вот отдых взрослых, так получается, взяла на себя профсоюзная организация. В июле 29 семей съездили на отдых по профсоюзным путевкам. В среднем путевка на 10 дней выходит порядка 35-40 тыс. рублей. Для работников – членов профсоюза цена путевки составляет от 0 до 65% от ее реальной стоимости. И происходит это потому, что 35% оплачивается за счет теркома профсоюза, а как распределить остальные 65% – решают сами первичные профсоюзные организации. Очень часто профсоюзные организации берут на себя оплату полностью – и член профсоюза едет отдыхать и лечиться бесплатно.

ВОЗВРАЩЕНИЕ «ЮНОГО МЕТРОСТРОЕВЦА»


Упомянутый ведомственный лагерь «Юный метростроевец» требует отдельного разговора. В этом году он после многолетнего перерыва вновь принял детей на летних каникулах. Больше 6 лет лагерь «Метростроя» – излюбленное давнее (существует с 1945 года!) место отдыха не только детей, но и взрослых – был закрыт. Затем там сделали ремонт, дали новую жизнь – и с прошлого года лагерь, в принципе, был готов к приему ребятишек. Но тогда помешала пандемия, и с детскими сменами было решено повременить. Но в этом году, пройдя массу проверок и выполнив все жесткие требования, связанные с недопущением коронавирусной инфекции, лагерь распахнул свои двери для детей.

«С учетом нормы Роспотребнадзора – загрузка лагерей не больше чем на 75% – «Юный метростроевец» принимал по 315 человек в смену, – поясняет председатель теркома. – Всего здесь отдохнули больше тысячи ребят – не только детей метростроевцев, но и из других организаций. Сами дети настолько сдружились, что, когда разъезжались, не хотели ехать с родителями, а только в автобусе, вместе «со своими». Питание же было такое, что некоторые дома так не ели, и даже набрали вес – мечта многих родителей».

Рядом с лагерем есть отдельный корпус для отдыха взрослых, отделенный от «детской» территории. Туда могут приезжать отдохнуть работники предприятия – круглый год.

До пандемии профсоюзная организация «Мосметростроя» успела провести в лагере и свою традиционную спартакиаду, собравшую более 400 спортсменов – работников организаций и предприятий группы компаний АО «Мосметрострой», и несколько заездов выходного дня. А вот с прошлого года подобные массовые мероприятия, увы, приходится откладывать. Но даже в это время спортивная жизнь не замерла – в самый пик антиковидных ограничений профсоюзный спортклуб «Метростроя» провел первый шахматный онлайн-турнир.

Впрочем, потренироваться есть шанс не только у шахматистов. В одном из общежитий «Мосметростроя» оборудован современный спортзал, куда, соблюдая установленные ограничения, могут бесплатно приходить и заниматься на тренажерах работники предприятия. Есть в нем и детская секция, есть и дартс, и настольный теннис, и даже небольшой тир для стрельбы из пневматических винтовок. Ведь каждый надеется, что кончится пандемия с ее ограничениями – и будут снова устраиваться многолюдные коллективные спартакиады и праздники. Кто хорошо работает – заслуживает отличного отдыха.

Источник: газета «Солидарность»