Позиция профсоюзов: поправки в закон о занятости назрели, но требуют доработки

  • 06 / 04 / 2021
  • 706
В Московском региональном отделении партии «Единая Россия» прошел круглый стол, посвященный новациям закона «О занятости в РФ». В его работе принял участие Председатель МФП Михаил Антонцев.

Проект изменений в законодательстве о занятости был подготовлен по поручению лидера «Единой России» Дмитрия Медведева. В мае прошлого года он обратил внимание на то, что действующий закон, регулирующий работу служб занятости, принимался тридцать лет назад, и за это время отечественный рынок труда претерпел серьезные перемены. Поэтому система региональных служб занятости нуждается в серьезном реформировании.

В феврале этого года проект изменений в закон о занятости представили Президенту РФ Владимиру Путину и на рассмотрение Госдумы РФ. В рамках его подготовки к первому и второму чтениям глава государства параметры грядущей реформы поручил обсудить в регионах. И Москва одной из первых откликнулась на это поручение.

Открывая заседание круглого стола, его модератор, председатель комиссии Мосгордумы по экономической и социальной политике Людмила Гусева напомнила, что законопроект нацелен на решение задачи комплексной модернизации государственной службы занятости.

«Общероссийская база вакансий будет переформатирована в Единую цифровую платформу «Работа в России», наравне с очным приемом в законопроекте предлагается закрепить дистанционный формат предоставления услуг. Взаимодействие работодателей, граждан и органов службы занятости планируется осуществлять в электронной форме, а специалисты центров занятости населения окажут содействие гражданам в регистрации на портале государственных услуг для подачи заявлений. Планируется перейти к индивидуальному подходу поиска вакансии для соискателя с учетом его реальных потребностей».

Представитель Мосгордумы в Совете Федерации, председатель комитета по социальной политике Инна Святенко, в свою очередь, отметила, что законопроект – один из этапов по актуализации всего законодательства о занятости. «Важно создать сбалансированное правовое пространство, комфортное и для людей, и для работодателей. Для реализации этого необходимо сформировать основы нового единого рынка труда, которые как раз отражены в данном законопроекте».

Общероссийская база вакансий, по ее словам, должна сделать поиск новой работы максимально доступным: без очередей, не выходя из дома. Электронная платформа станет также помощником для тех, кто хочет найти дополнительную работу. При этом она уточнила, что наряду с расширением возможностей, расширяется и зона ответственности граждан, зарегистрировавшихся на портале. Например, неявка без уважительных причин на переговоры с работодателем, на обучение или в центр занятости будет признана отказом от поиска работы.

«Действующая в стране и столице система занятости населения небезосновательно считается одной из лучших в мире. Таковой она остается и сегодня, но это, конечно же, не означает, что она не должна совершенствоваться, и в этом нас еще лишний раз убедила пандемия коронавируса», – согласился с мнением участников круглого стола Михаил Антонцев.

Минувший год потребовал и от федеральных, и от региональных властей, органов местного самоуправления более глубокой координации действий, новых взглядов на возможности дополнительного образования и многого другого. Поэтому неудивительно, что следующим шагом должно было стать внедрение единой федеральной цифровой платформы в сфере занятости, призванной обеспечить электронное межведомственное взаимодействие и, что очень важно, убрать межрегиональные барьеры и повысить мобильность трудоспособного населения.

«Очевидно, что профсоюзы поддерживают эти новации и, как следствие, представленный законопроект. Но при этом мы настаиваем на том, что его отдельные положения нуждаются в дополнительной глубокой доработке».

Во-первых, по словам Михаила Антонцева, несмотря на свою «цифровую» оболочку, он фактически закрепляет норму по обязательной явке людей в службу занятости, поскольку выплата пособий с одновременным снятием с учета в качестве безработного прекращается в случае неявки безработного более месяца без уважительных причин в органы службы занятости. Эта норма, как считают профсоюзы, совершенно не соответствует «цифровой» концепции законопроекта и ее необходимо из него изъять.

Далее законопроект фактически блокирует действия Правительства РФ по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах РФ, поскольку исключает полномочия уполномоченного Правительством РФ органа исполнительной власти по утверждению перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. «Между тем мы прекрасно помним, что подобные меры в сложных экономических ситуациях не раз предпринимались нашим Правительством. Кто, если не соответствующий уполномоченный орган, теперь будет решать эти проблемы? Мы считаем, что эту норму в законе нужно сохранять».

65.jpg

Третий момент, на который Михаил Антонцев обратил внимание участников круглого стола, касался перечня полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ, из которого законопроектом исключен надзор и контроль за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения. «Мы в свое время на уровне РФ добивались того, чтобы службы занятости стали у нас региональными подчинениями, и вдруг этот законопроект это отменяет и возвращает нас назад на несколько лет», – заявил Председатель МФП.

Законопроектом предполагается также заменить государственные стандарты госуслуг и государственных функций в области содействия занятости населения стандартами, которые будут утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом принципы и требования к самим новым стандартам законопроектом не оговариваются и не вводятся – еще один момент, который волнует профсоюзы.

«Казалось бы, какая разница, просто разные наименования. Не тут-то было. За органами федеральной власти субъектов РФ сохраняются полномочия по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения, и новые стандарты деятельности в области содействия занятости населения должны включать в себя и стандарты по оказанию данной государственной услуги. То есть без утверждения этих новых стандартов изъятие старых действующих создает правовой вакуум, причем на неопределенный период» – уточнил Михаил Антонцев.

У профсоюзов есть также вопросы относительно новой категории граждан, которые не могут быть признаны безработными. В соответствии с вводимой нормой граждане для регистрации их в качестве безработных обязаны сообщить информацию о выборе двух вариантов подходящей работы. «Получается, что до того, как ты можешь быть зарегистрирован, ты должен в электронном виде предоставить подтверждение, что уже искал эту работу и получить соответствующий ответ в электронном виде. На наш взгляд, это не совсем верно с учетом той ситуации, в которой находится большинство людей. Это положение должно быть исключено», – заявил Председатель МФП.

Есть у профсоюзов и вопросы к норме, предусматривающей возможности уменьшения размера стипендии на 25%, возможной ее невыплаты на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярных посещений занятий гражданином. Равно как и к перечню случаев, когда выплата пособия по безработице приостанавливается в случае неявки без уважительной причины на переговоры по вариантам подходящей работы, отказа явиться в органы службы занятости. «Мы считаем, что основания для ужесточения штрафных санкций для граждан, не явившихся в установленный срок, нецелесообразно и несвоевременно» – заявил Михаил Антонцев. И обратил внимание на то, что в Пояснительной записке к законопроекту его авторы никак не объяснили введения столь жесткой нормы.

55.jpg