«Цифра» и поиск работы: требуется правовое регулирование

  • 03 / 03 / 2021
  • 680

За последнее десятилетие количество цифровых платформ в мире выросло впятеро, говорится в только что выпущенном докладе МОТ «Перспективы занятости и социальной защиты в мире в 2021 году». И этот рост убедительно говорит о необходимости политического диалога по вопросам нормативного регулирования – это позволит более последовательно обеспечивать возможности достойного труда и содействовать развитию предприятий.

По убеждению Генерального секретаря МОТ Гая Райдера, «цифровые платформы открывают такие возможности, каких прежде не было, особенно перед женщинами, молодежью, людьми с ограниченными возможностями. Основополагающие права в сфере труда должны быть достоянием всех работников независимо от их статуса занятости. Новые проблемы, связанные с их деятельностью, могут решаться путем глобального социального диалога с тем, чтобы этими возможностями могли в равной степени воспользоваться работники, работодатели и правительства».

Как отмечается в докладе МОТ, цифровые платформы дают предприятиям доступ к обширным трудовым ресурсам, отличающимся гибкостью и многообразием навыков. При этом цифровые платформы, действуя в правовых системах конкретных стран, должны наряду с соблюдением международных трудовых норм регулироваться соответствующими национальными нормативно-правовыми базами, формирование которых должно проходить обязательно в рамках социального диалога с учетом интересов работников, работодателей и, естественно, государства.

В этом смысле показательной является история с проектом Закона РФ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», который в настоящее время готовится ко второму чтению в Госдуме РФ. Законопроектом предусматривается создание общефедеральной цифровой платформы в сфере занятости. Предполагается, что наравне с очным приемом в Центрах занятости будет использоваться и дистанционный формат поиска работы, а для ряда работодателей – органов государственной, региональной власти, местного самоуправления, а также работодателей с численностью работников выше 25 человек в целях расширения общедоступных вакансий – устанавливается требование размещать информацию о вакансиях на цифровой платформе. Кроме того, законопроектом предусмотрены дополнительные возможности для пенсионеров — они смогут проходить профессиональное обучение в системе службы занятости не только по месту жительства, но и по месту пребывания.

Запустить единую цифровую платформу службы занятости намерены не «с нуля», а на базе уже действующего портала «Работа в России». Тому есть свое объяснение. В рамках нацпроекта реформирование служб занятости населения идет еще с 2019 года, но ситуация с коронавирусом потребовала введения экстренных мер и кардинальной перестройки работы органов занятости. На базе ГИС «Работа в России», оператором которой является Роструд, было создано «единое облачное решение», в рамках которого дистанционно оказывалась государственная услуга по подбору подходящей работы, назначению пособия по безработице, перерегистрации граждан, состоящих на учете. Это и послужило основой для создания единой цифровой платформы на базе портала «Работа в России». В 2021 году в проекте модернизации примет участие уже 61 регион. В их числе есть и «новички», и регионы, которые запустили модернизацию в 2019-2020 гг. Реализация основных мероприятий завершится к 2024 году.


«Для этого необходимо изменить подход к формату деятельности всей системы, уйти от модели предоставления отдельных услуг и сосредоточиться на решении проблем, с которыми обращаются сюда соискатели и работодатели», – отметил руководитель Федеральной службы по труду и занятости Михаил Иванков на заседании Совета по развитию социальных инноваций субъектов России при Совете Федерации.

На законодательное закрепление создаваемой цифровой платформы и направлена Инициатива группы парламентариев, выступивших с предложением внести поправки в уже действующий федеральный закон. В их числе – спикеры Госдумы и Совета Федерации Вячеслав Володин, Валентина Матвиенко, член комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Андрей Исаев, другие депутаты и сенаторы.


«Пандемия показала, насколько важно развивать электронный формат госуслуг. Единая цифровая платформа в сфере занятости расширит возможности трудоустройства для граждан, упростит для работодателей поиск персонала, позволит снять межрегиональные барьеры. Это шаг к формированию единого, открытого и прозрачного рынка труда, что особенно важно для тех, кому сложнее найти работу — людям с ограниченными возможностями, молодежи без достаточного профессионального опыта, гражданам предпенсионного возраста», – убежден Вячеслав Володин.

«Получение консультации для соискателей и работодателей станет возможным через Интернет. Граждане смогут, не выходя из дома, направить заявку или просьбу в службу занятости. Единый портал, к которому должны быть подключены все службы занятости, предполагает и единые методические требования и единый контроль за их соблюдением. Законопроект усиливает централизацию работы службы занятости, которая сейчас замкнулась в рамках одного региона, создавая препятствия для внутренней трудовой миграции, использования выплаты стипендии для переезда к новому месту работы», – отмечает Андрей Исаев.

«Поправки реально помогут перейти от внешней трудовой миграции к внутренней, когда работу будут получать прежде всего российские граждане, а не мигранты. Они позволят работодателям, гражданам, службе занятости постоянно находиться в курсе понимания того, какие и где вакансии имеются», — считает еще один из авторов законопроекта, первый заместитель председателя Совета Федерации Андрей Турчак.

Ряд вопросов, возникших в процессе подготовки законопроекта, разработчиками отнесены к его второму чтению. Это, касается, в частности вопросов, касающихся поддержки отдельных категорий граждан. Разработчики объясняют это тем, что еще не получили от Правительства необходимые расчеты. Одна из поправок касается полномочий службы занятости. К ним предлагают отнести финансовую поддержку безработных, которые после переобучения решили открыть свое дело. «Мы добавляем туда и категорию оказание организационной финансовой помощи тем, кто становится плательщиками налога на профессиональный доход, то есть и самозанятых», — отметил Андрей Исаев.



По мнению секретаря ФНПР Олега Соколова, изменения законодательства в сфере занятости давно назрели: появляются новые формы занятости и необходимо искать новые формы взаимодействия с гражданами, которые обращаются в службы занятости не только за информацией о рабочих местах, но и для получения других услуг. «Услуги по назначению пособия по безработице в пандемию стали оформлять в упрощенном порядке, удаленно. Но для того, чтобы безработный воспользовался цифровой платформой в сфере занятости, у него должны быть деньги на оплату интернета. Часто же у безработных нет денег на то, чтобы доехать до службы занятости. Конечно, это шаг правильный, но скорее технический. Нужно думать вообще об изменении системы поддержки безработных граждан как с точки зрения материального обеспечения, так и с точки зрения возможности переподготовки и переквалификации и получения ими новой профессии, востребованной на рынке труда», – считает Олег Соколов.