Заседание Московской трехсторонней комиссии: проблемы острые, формат многообещающий

Участники обсудили эффективность мер поддержки москвичей и столичных работодателей в условиях распространения коронавирусной инфекции, а также наметили пути преодоления экономических и социальных последствий, с которыми столкнулась Москва из-за пандемии.

«Режим повышенной готовности, введенный властями Москвы из-за коронавирусной инфекции, породил ряд проблем, которые нам предстоит оперативно решать. Этим и объясняется наша инициатива провести внеочередное заседание нашей комиссии, – отметил Председатель МФП Михаил Антонцев.Но вместе с тем это еще и своеобразный задел на будущее: одна из поправок в Конституцию РФ, вынесенная на общероссийское голосование, гласит, что Правительство РФ обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношениях. Если эта норма будет принята (а я лично в этом не сомневаюсь), в работе нашей Трехсторонней комиссии должны произойти изменения: уже сегодня все социально-значимые проекты, нормативные документы и законопроекты, относящиеся к социальному блоку, проходят обсуждение в Российской трехсторонней комиссии. Считаю, что подобную практику целесообразно перенести и на столичный уровень».

Оценивая проблемы, с которыми столкнулась столица в результате пандемии коронавируса, Михаил Антонцев на первое место поставил фактический рост безработицы: «Городские власти видят это, активно внедряются новые формы и методы поиска работы, и мы это приветствуем. Но проблема требует от всех нас совершенно иных подходов, в первую очередь, объединения усилий не только со стороны Правительства Москвы, но и работодателей, и профсоюзов. Программа противодействия росту безработицы уже прописана в нашем трехстороннем Соглашении, сейчас необходимо наполнить ее конкретным содержанием, а для этого как можно скорее разработать и принять соответствующий пакет решений».

В качестве одной из возможных мер противодействия росту безработицы в городе Михаил Антонцев назвал ужесточение миграционной политики: «Речь идет о дополнительных мерах, осложняющих для работодателей возможность привлечения, в первую очередь, иностранной рабочей силы. Московский рынок труда сегодня находится в иной ситуации, чем до начала эпидемии, наши горожане, волею судеб оказавшиеся в непростой жизненной ситуации, уже сегодня готовы идти на те рабочие места, которые еще недавно занимали трудовые мигранты».

Еще одной животрепещущей проблемой Михаил Антонцев назвал ситуацию, связанную с увольнениями работников и фактическим снижением заработной платы: «На этот счет есть распоряжения и Президента РФ, и федерального Правительства. В большинстве своем работодатели стараются их исполнять, но у многих на это, в отсутствии доходов, просто реально не хватает средств. Государственная поддержка помогает им выживать, и только. На недавнем совещании в ФНПР прозвучала фраза: «Ущерб экономике от коронавируса сродни ущербу от военных действий». И чтобы восстановиться, требуется объединить наши усилия. Нужно четкое понимание того, что должна сделать каждая из сторон. Именно в этом состоит суть политики социального партнерства. Узнавать о предпринимаемых друг другом шагах мы должны не из социальных сетей и не от информагентств, а непосредственно участвуя в разработке соответствующих решений».

Расширение оперативного взаимодействия в рамках Трехстороннего соглашения, по убеждению Михаила Антонцева, будет содействовать еще и доведению до москвичей объективной информации: «Мы видим, что в условиях режима самоизоляции альтернативные профсоюзы начали вносить такую смуту, которая в итоге может привести к самым серьезным последствиям. Мы – за откровенное обсуждение проблем, за поиск их решений. Объединять наши усилия и интенсифицировать совместную работу нам нужно еще и ради этого».

Пользуясь случаем, Председатель МФП акцентировал внимание участников заседания Московской трехсторонней комиссии на одной чрезвычайно злободневной для работающих москвичей проблеме – летнем оздоровительном отдыхе детей: «В этом вопросе, хотя идет вторая половина июня, по-прежнему нет никакой ясности. Московские профсоюзы уже направили письмо в Межведомственную комиссию по вопросам организации отдыха и оздоровления детей с просьбой определиться, как мы будем взаимодействовать с другими областями РФ, ведь абсолютное большинство наших детских здравниц расположены не в Москве, будут ли предоставлены соответствующие субсидии, будут ли эти здравницы все-таки использоваться не как оздоровительные детские лагеря, а под организацию семейного отдыха? Вопросы эти принципиальные, время идет, заседаний комиссия не проводит, ответов на все наши обращения до сих пор нет».

Первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александра Александрова, в свою очередь, дала оценку сегодняшнему состоянию столичного рынка труда: «Если до пандемии уровень регистрируемой безработицы в Москве составлял 0,42%, то сейчас эта цифра составляет 2,21%. Многие из потерявших работу обратились в Центр занятости населения Москвы «Моя работа». Нагрузка на него выросла в 10-15 раз. Если раньше в «Мою работу» обращались в день 500-600 человек, с начала апреля — 10-50 тысяч. Сотрудники службы занятости работали минимум по 14 часов, без выходных и праздников».

По ее словам, штат центра вырос в полтора раза, 600 человек пришли из системы соцзащиты, быстро прошли обучение и подключились к консультированию. Численность сотрудников колл-центра увеличили в 20 раз.

Сейчас в Москве человек в статусе безработного может пройти перерегистрацию дистанционно. «Нужно было как можно быстрее оформить статус безработного для огромного количества людей, которые оказались из-за потери дохода в затруднительном финансовом положении. Мы сделали это – на сегодняшний день пособие получают почти 100 тысяч человек, это рекордная цифра по России», – отметила Александра Александрова. На сайте «Моя работа» около 40 тыс. вакансий, в режиме онлайн доступны заявки на профориентацию и профтестирование, обучение и дополнительное профессиональное образование.

«Мы не допустили обвала на московском рынке труда, и это самое главное, – подчеркнула Александра Александрова. – В значительной степени этому способствовала наша открытая информационная политика, повышенная активность в социальных сетях. И мы намерены продолжать эту политику. Пандемия стала для нас не просто «идеальным штормом», она стала еще и лабораторией поиска адекватных решений».

По ее словам, особое внимание в складывающейся ситуации сегодня нужно уделить молодежи, которая только готовится вступить на трудовой путь – и здесь всем сторонам Трехстороннего соглашения нужно приложить особые усилия: «Специфика Москвы состоит в том, что в ней очень сильно развита сервисная индустрия, и именно она в значительной степени пострадала от коронавируса. Город постепенно возвращается к нормальной трудовой жизни, но мы прекрасно понимаем, что московская служба занятости останется мобилизованной, по меньшей мере, до конца года», - заявила Александра Александрова.

В свою очередь, председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) Елена Панина отметила, что ситуацию, сложившуюся на московском рынке труда, могли бы улучшить ряд дополнительных мер, которые Правительство столицы могло бы принять уже в самое ближайшее время.

«Москвичи работают не только в сфере сервиса и услуг, наш город – крупный промышленный центр и в нем есть современные, высокотехнологические производства. Мы считаем, что город на региональном уровне должен оказать поддержку, в частности, инновационному бизнесу, обрабатывающим производствам – пришло время, наконец, разобраться с кадастровой стоимостью земель, занимаемых ими. Есть вопросы у строителей и предприятий, производящих стройматериалы – из-за вынужденных простоев их инвестиционные контракты подпадают под действие городских санкций. Есть вопросы, связанные с лизингом оборудования, которые нужно решать не региональном уровне. Наконец, надо окончательно разобраться с правовым статусом производственных объектов недвижимости целого ряда крупных промышленных объектов, которые попали под приватизацию в первые постсоветские годы. Это, в основном, предприятия ОПК, на них трудятся тысячи москвичей и которые из-за неразберихи в документах до сих пор не могут заключить с городом арендные договора. Наши предложения доведены до Правительства Москвы».

Еще один вопрос, который волнует столичных предпринимателей, – компенсация затрат на тестирование сотрудников и санитарно-эпидемиологические мероприятия: среднему московскому предприятию, по словам Елены Паниной, это обходится в 30 с лишним миллионов рублей.

«В городе уже действует комплекс мер поддержки предпринимателей. Но механизм их осуществления и контроля настолько запутанный, в нем задействовано столько инстанций, требующих свои документы, что мы вынуждены были создать свой оперативный штаб в помощь предпринимателям. Думаю, что нам сообща необходимо создать некий проектный офис, который мог бы координировать всю работу, связанную с предоставлением обещанных льгот. Если это получилось сделать в отношении населения, можно попробовать и применительно к бизнесу. В конце концов, именно от этого зависят и рабочие места, и зарплаты работников», – заявила Елена Панина.

«За все время существования Трехсторонней комиссии это была наша первая встреча в формате видеоконференции. Но это не помешало нам поставить и обсудить наиболее жгучие вопросы. И работодатели, и Правительство Москвы проявили заинтересованность в их решении. Очень надеюсь на то, что видеоформат позволит сделать в дальнейшем наши встречи более частыми, в том числе и по конкретным социальным вопросам. А это, в свою очередь, позволит снять и многие проблемы, имеющиеся пока в столичной трудовой сфере», – подвел итог состоявшейся встречи Михаил Антонцев.