Сторонники «Единой России» выступили в поддержку более совершенной системы оплаты труда бюджетников и защиту граждан-должников

  • 04 / 09 / 2020
  • 303

Они касаются отраслевых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений и обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера доходов, необходимых для существования должника-гражданина и его иждивенцев.

Докладчиком на заседании выступил Председатель МФП Михаил Антонцев: «Законопроект «О внесении изменений в статью 144 Трудовых кодекса Российской Федерации в части требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений», внесенный Правительством РФ, направлен на совершенствование отраслевых систем оплаты труда. Сегодня эти вопросы решаются субъектами РФ: они принимают собственные нормативные правовые акты, а порядок и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливают органы местного самоуправления. Последние события, связанные с пандемией коронавируса, показали, что эта система требует совершенствования, поэтому проектом предлагается передать эти полномочия на уровень Правительства нашей страны».

По словам Михаила Антонцева, инициатива затрагивает интересы всех бюджетников. Анализ показал, что в стране существует межрегиональные различия условий оплаты их труда: из-за низкого размера окладов и разных подходов к начислению надбавок и доплат у работников одной специальности и квалификации. Делегирование полномочий по установлению размеров окладов на уровень организаций приводит к существенным различиям в размерах окладов по одинаковым должностям. Таким образом, наблюдается необоснованная с точки зрения организации оплаты труда дифференциация окладов в различных организациях одного субъекта Российской Федерации. «Это очень несправедливо, правила установления заработной платы должны быть всем понятными и очень конкретными. Собственно, на это и направлен данный законопроект», – подчеркнул Михаил Антонцев.

Законопроектом предлагается внести в статью 144 Кодекса дополнение, предусматривающее наделение Правительства Российской Федерации правом устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, включая требования к установлению окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера. Одновременно Правительством Российской Федерации будет определяться сфера деятельности работников, на которую распространяются требования, и срок, в течение которого необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с утверждаемыми требованиями. Как полагают разработчики, наделение Правительства Российской Федерации указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

Вместе с тем Михаил Атонцев обратил внимание на то, что сегодня системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов. Предлагаемые же поправки наделяют Правительство РФ полномочиями по утверждению требований к системам оплаты труда единолично, без учета мнения социальных партнеров, а это идет вразрез с основными принципами принятия нормативных правовых актов в области трудовых отношений, определенных законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». «Этот момент, я уверен, будет учтен при доработке законопроекта», – заявил Михаил Антонцев.

Важность принятия данного законопроекта отметил заместитель начальника отдела аппарата Уполномоченного по правам человека г. Москвы Антон Шлыков«На протяжении нескольких лет мы, в частности, работали над решением проблемы, связанной с размером заработной платы врачей, работающих в местах принудительного содержания: они получали намного меньше своих коллег. И это, естественно, вело к оттоку квалифицированных кадров, снижению качества оказываемой помощи. Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева говорила об этом на многих площадках, и в итоге добились решения этой проблемы, ситуация с кадрами в столице выровнялась. Законопроект нужный, его принятие исключит подобные ситуации во всей стране».

Остановившись на анализе второго законопроекта – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении», Михаил Антонцев особо подчеркнул, что Конституционный суд России уже дважды обращал внимание на необходимость защиты заработной платы работника, размер которой не должен быть меньше прожиточного минимума.

«Прожиточный минимум важен при разработке и реализации местных социальных программ, для оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим людям, формирования бюджетов субъектов РФ», – заявил Михаил Антонцев. Между тем действующий механизм взыскания с должника денежных средств может привести к ситуации, при которой остающаяся в распоряжении человека сумма составит меньше величины прожиточного минимума. В результате и сам должник, и члены его семьи могут остаться без средств на пропитание и иные жизненно необходимые расходы».

«Сегодня, в непростое время пандемии никто не застрахован от финансово-кредитных проблем. Предлагаемые изменения гарантирует, что в какой бы трудной жизненной ситуации человек ни оказался, его минимальный доход не может служить источником погашения долга. Законопроект предлагает внести изменения в несколько федеральных законов, закрепляющие норму о справедливой неприкосновенности денежных поступлений, будь то зарплата, пенсии или иные периодические выплаты в размере величины прожиточного минимума россиянина. Поправки прямо указывают на недопустимость обращения такого взыскания, и это справедливо!», – заявил Михаил Антонцев.