Александр Шуриков: «У меня в трудовой две строчки»

  • 18 / 03 / 2021
  • 2581

Рабочие будни председателя Московского городского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Александра Шурикова насыщены и активны. Он столь же бодр и деятелен, как всегда - благодаря любимым друзьям и не менее любимой работе. Как это ему удается, Александр Леонидович рассказал в интервью.


ОПЫТНЫМ ПУТЕМ

- Александр Леонидович, семьдесят с лишним лет для мужчины в нашей стране - внушительный возраст. Особенно если при этом еще и работаешь. В общем, вызывает уважение, граничащее с легкой завистью. Меня, например, а мне до вашего еще расти и расти, друзья каждый не то что юбилей, а просто день рожденья называют стариком. Пытаются шутить про возраст - по-доброму, конечно. С вами такого не бывает?

Друзей у меня очень много, но никто меня не подкалывает по поводу возраста. Мы же все, так сказать, из одной каши, из одной команды, друзья друг друга любят. Я, Михаил Викторович Шмаков, Михаил Дмитриевич Нагайцев (экс-председатель МФП)… Мы вместе начинали работать в профсоюзах, вместе решали разные вопросы. Мы как были молодые - так и остались! Есть желание работать, есть силы, возможности. Я люблю свой город, свою работу, профессию, друзей, которых у меня много, в том числе в других странах. Так что я доволен своей жизнью, доволен своей работой, доволен своими друзьями.

- Кстати, о работе. Вы ведь не всегда были профсоюзным руководителем?

Я по профессии инженер-механик. У меня в трудовой книжке две строчки, будем так условно говорить: это «Мосгортранс» и профсоюзы. Я бывший директор автобусного парка, вырос там очень быстро: в 27 лет был замдиректора по эксплуатации автобусных парков Москвы, во время Олимпиады-80 возглавлял службу эксплуатации олимпийского автобусного парка. После этого стал директором 14-го автобусного парка. Ну, а когда на пост первого секретаря Московского горкома КПСС пришел Ельцин, когда началась вся эта чехарда, мне предложили возглавить московскую профсоюзную организацию. Я отказался в первый раз, это было в 87-м, потом второй. В третий раз меня пригласили… В общем, в итоге жестко поставили вопрос о том, что надо идти на эту должность. Но, вы знаете, были выборы: четыре кандидатуры было, и я эти выборы выиграл. И несмотря на то, что поначалу я отказывался от такой перспективы, свою работу полюбил. Предлагали потом уходить кое-куда “с повышением” - отказывался. Я люблю город, люблю транспорт. Здесь мои друзья - и директора предприятий, и руководители профорганизаций. Я городской человек.

- Не могу не задать вопрос: кто же так настойчиво предлагал вам возглавить профорганизацию?

Это были Владимир Павлович Щербаков, тогда председатель ВЦСПС, и Александр Яковлев, секретарь ЦК КПСС.

- Каково это - перейдя с руководящей должности на предприятии на профсоюзную работу, наблюдать за деятельностью нового руководства? Не возникает мыслей типа “ну куда ж ты, так тебя, поворачиваешь, ну что ты несешь, вот я бы…”?

Порой поправить действия руководства предприятий где-то хочется, конечно. Профсоюз в том числе и для этого работает. С другой стороны, скажу, что руководители все равно занимаются с людьми, а не только с бумагами и техникой. Как и мы, профсоюзники. И я в своей нынешней должности часто занимаюсь “их” вопросами, техническими, юридическими: у меня была школа, и со мной надо разговаривать как бы “по-другому”. Школа, которую я прошел, будучи руководителем предприятия, дала мне хорошие возможности для работы председателем горкома и помогла нарастить авторитет среди нынешних руководителей: мол, это не чужак, а человек, который понимает и знает. Прошлая работа пошла мне только на пользу.

- А когда во время вашей уже профсоюзной работы сотрудникам автотранспортных предприятий приходилось труднее всего?

Это были девяностые годы. Тогда было самое тяжелое положение, не было даже запчастей, не говоря о зарплатах. Помню, собирались у Бориса Никольского, первого зампреда московского правительства, и считали, сколько нужно автобусов, а сколько есть. Чтобы город мог работать. Еще был тогда трудный вопрос по безопасности таксистов - ведь пошел разгул преступности. Мы даже перекрывали движение на Кутузовском проспекте, чтобы обратить внимание властей на наши проблемы. Еще могу сказать, кстати, что Никольский, у которого мы собирались, был очень хорошим человеком. Он всегда помогал нам с вопросами зарплаты: я ходил к нему, доказывал, что есть необходимость повысить зарплаты, и всегда находил понимание.

ЛЮДЯМ ВИДНЕЕ

- Кстати, о понимании в уже современных реалиях. Водители “Яндекс. Такси” или Uber, других популярных перевозчиков обращаются к вам за помощью?

Нет, к сожалению. Мы проводили встречу с отдельными руководителями, но у них другая система, потогонная, им профсоюз особо не нужен. Мы встречались и с нормальными руководителями, которые действительно хотят работать по закону. Но, к сожалению, не удалось найти с ними общий язык.

- Наверное, невозможно в данный момент не упомянуть о ситуации с ходящим по миру вирусом. Заметно, что в общественном транспорте в Москве стало ездить намного меньше людей, я видел вагоны в метро без единого стоящего пассажира в вечерний час пик. В наземном транспорте похожая ситуация. Отразится ли снижение пассажиропотока на работниках, и какие принимаются меры для безопасности их и пассажиров?

Да, примерно на 20% сократились пассажироперевозки. Но водители и контролеры как работали, так и работают, они свою зарплату получат, ничего не потеряют. А в плане безопасности - например, водителям запретили продавать проездные билеты. В смысле, приостановили такую служебную функцию, чтобы исключить лишние контакты с пассажирами. (Это, конечно, действует и в обратную сторону.) И, само собой, проводится тщательная дезинфекция подвижного состава, у нас очень серьезно к этому относятся.

- А ваш горком помимо прочего, кажется, очень серьезно относится к информационной работе. Трудно не отметить, что организация - постоянный участник и лауреат нашего конкурса “Профсоюзный авангард”, а также один из крупнейших подписчиков - среди региональных организаций уж точно. Александр Леонидович, ну хотя бы “на правах рекламы” - скажите, зачем вам это все нужно?

Я уважаю вашу газету. Нашу газету, будем так говорить, нашу с вами. И вообще, пресса - это же помощь! И ваш журнал, и даже реклама ваша, и различные вещи, которые вы делаете с вашим логотипом - вы знаете, каким они пользуются успехом? Это раз. Второе, это наука. Вы посмотрите, сколько там можно почерпнуть - как ни в одной другой газете! Опыт какой наших коллег! Мы вашу газету закупаем и бесплатно раздаем всем желающим.

Источник: газета «Солидарность»