Уровень жизни

Социальное партнерство - это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

История социального партнерства в городе Москве начинается с 1991 года, когда было заключено двустороннее «Соглашение между Мосгорисполкомом и Московской Федерацией профсоюзов на 1991 год».

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Законом города Москвы № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве» с 1993 года в городе Москве заключается Московское трехстороннее соглашение (далее – МТС).

ecopic.jpg
  • 29 389 рублей

    Размер минимальной заработной платы в Москве с 01.01.2024 год

  • 22 662 рублей

    Величина прожиточного минимума на душу населения в Москве на 2024 год

  • 25 879 рублей

    Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Москве на 2024 год

  • 10,807 млн. рублей

    Просроченная задолженность по заработной плате в Москве на 01.01.2024 год

  • 42 375 граждан

    Количество зарегистрированных безработных в городе Москве на 01.01.2024 год

Прожиточный минимум в городе Москве

Социально-экономическое положение в Москве 2020 год

Социально-экономическое положение в Москве 2024 год

Сводные данные о просроченной задолженности по заработной плате на 2024 год

Сводные данные о просроченной задолженности по заработной плате на 2023 год

Сводные данные о просроченной задолженности по заработной плате на 2020 год

Размер минимальной заработной платы в г. Москве

Коллективный договор

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (Статья 40 ТК РФ).

Трудовой кодекс изменил условия представительства сторон, порядок разработки и заключения коллективного договора. Специальный раздел Кодекса посвящен социальному партнерству в сфере труда, одной из форм которого названы коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению.

Коллективный договор заключается на основе принципов социального партнерства:

  • равноправия сторон;
  • уважения и учета интересов сторон;
  • заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдения сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • полномочности представителей сторон;
  • свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольности принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальности обязательств, принимаемых сторонами на себя;
  • обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Шаблон коллективного договора предприятия

Шаблон коллективного
договора предприятия

Изменения в трудовом законодательстве

1 апреля 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Дата публикации: 1 июня 2019

Принятый закон направлен на реализацию мер, предложенных Президентом РФ, и принят в целях экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.

Внесены изменения в следующие акты:

Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
ФЗ от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
ФЗ от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
ФЗ от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
ФЗ от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
ФЗ от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
ФЗ от 6 июня 2019 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
ФЗ от 26 июля 2019 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
ФЗ от 2 декабря 2019 года № 425-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
Федерального закона от 27 февраля 2020 года
№ 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основные изменения:

Правительство РФ вправе объявить себя координирующим органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с предоставлением ему права вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее – спецрежимы) на всей территории России, либо на ее части. При введении спецрежимов Правительство РФ может устанавливать обязательные для исполнения правила поведения во время их действия. Ранее статусом координационных органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций были наделены ан федеральном уровне - Правительственная комиссия, на региональном - соответствующие региональные комиссии.
Список оснований для введения ЧС дополнен фактом распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Избирательным комиссиям при введении спецрежимов предоставлено право принимать решение об отложении голосования на выборах, референдумах на более поздние сроки.

Правительству РФ предоставлено право при введении спецрежимов отменять, переносить культурные, зрелищные мероприятия.
Законом установлен особый порядок регистрации и обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Правительство в случае чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медицинскими изделиями по определенному перечню.
Введены особенности регулирования государственных и муниципальных закупок. Правительство РФ сможет устанавливать дополнительный перечень случаев, когда закупки для государственных и муниципальных нужд можно осуществлять у единственного поставщика (то есть без проведения конкурсных процедур, которые требуют определенных временных затрат).

1 апреля 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Дата публикации: 1 июня 2019

Принятый закон направлен на реализацию мер, предложенных Президентом РФ, и принят в целях экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.

Внесены изменения в следующие акты:

Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
ФЗ от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
ФЗ от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
ФЗ от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
ФЗ от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
ФЗ от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
ФЗ от 6 июня 2019 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
ФЗ от 26 июля 2019 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
ФЗ от 2 декабря 2019 года № 425-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
Федерального закона от 27 февраля 2020 года
№ 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основные изменения:

Правительство РФ вправе объявить себя координирующим органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с предоставлением ему права вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее – спецрежимы) на всей территории России, либо на ее части. При введении спецрежимов Правительство РФ может устанавливать обязательные для исполнения правила поведения во время их действия. Ранее статусом координационных органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций были наделены ан федеральном уровне - Правительственная комиссия, на региональном - соответствующие региональные комиссии.
Список оснований для введения ЧС дополнен фактом распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Избирательным комиссиям при введении спецрежимов предоставлено право принимать решение об отложении голосования на выборах, референдумах на более поздние сроки.

Правительству РФ предоставлено право при введении спецрежимов отменять, переносить культурные, зрелищные мероприятия.
Законом установлен особый порядок регистрации и обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Правительство в случае чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медицинскими изделиями по определенному перечню.
Введены особенности регулирования государственных и муниципальных закупок. Правительство РФ сможет устанавливать дополнительный перечень случаев, когда закупки для государственных и муниципальных нужд можно осуществлять у единственного поставщика (то есть без проведения конкурсных процедур, которые требуют определенных временных затрат).

1 апреля 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Дата публикации: 1 июня 2019

Принятый закон направлен на реализацию мер, предложенных Президентом РФ, и принят в целях экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.

Внесены изменения в следующие акты:

Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
ФЗ от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
ФЗ от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
ФЗ от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
ФЗ от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
ФЗ от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
ФЗ от 6 июня 2019 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
ФЗ от 26 июля 2019 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
ФЗ от 2 декабря 2019 года № 425-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
Федерального закона от 27 февраля 2020 года
№ 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основные изменения:

Правительство РФ вправе объявить себя координирующим органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с предоставлением ему права вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее – спецрежимы) на всей территории России, либо на ее части. При введении спецрежимов Правительство РФ может устанавливать обязательные для исполнения правила поведения во время их действия. Ранее статусом координационных органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций были наделены ан федеральном уровне - Правительственная комиссия, на региональном - соответствующие региональные комиссии.
Список оснований для введения ЧС дополнен фактом распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Избирательным комиссиям при введении спецрежимов предоставлено право принимать решение об отложении голосования на выборах, референдумах на более поздние сроки.

Правительству РФ предоставлено право при введении спецрежимов отменять, переносить культурные, зрелищные мероприятия.
Законом установлен особый порядок регистрации и обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Правительство в случае чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медицинскими изделиями по определенному перечню.
Введены особенности регулирования государственных и муниципальных закупок. Правительство РФ сможет устанавливать дополнительный перечень случаев, когда закупки для государственных и муниципальных нужд можно осуществлять у единственного поставщика (то есть без проведения конкурсных процедур, которые требуют определенных временных затрат).