В форуме приняли участие представители 20 профсоюзных организаций из 13 европейских столиц. Делегация МФП во главе с председателем Михаилом Антонцевым также была среди участников. В ее состав вошли: руководитель департамента международного и межрегионального сотрудничества Юлия Туркина и переводчик Любовь Овчинникова.
В первый день делегатов приветствовали координатор Постоянного комитета ECTUN Кристина Теокари, представляющая Афинский рабочий Центр, Генеральный секретарь Европейской Конфедерации Профсоюзов (ЕКП) и Всеевропейского регионального Совета МКП Лука Визентини, Министр труда и социальной политики Болгарии Бисер Петков, Мэр Софии Йорданка Фандыкова, генеральный директор Европейского Института Профсоюзов Филипп Поше и руководители двух национальных профцентров Болгарии: «Подкрепа» и Конфедерации независимых профсоюзов.
Министр труда и социальной политики Болгарии в своем приветствии упомянул, что мобильность во многом зависит от развития столицы. И София, по его мнению, делает в этом определенные успехи благодаря действиям муниципалитета.
В свою очередь Мэр Софии отметила важность социального диалога, с помощью которого решаются многие вопросы, в том числе и развитие транспортной системы в городе. По ее словам, муниципальные власти понимают, что необходимо сотрудничать с профсоюзами, так как они передают настроение трудящихся.
После официальной части делегаты от некоторых профсоюзов коротко рассказали о транспортной ситуации в своих столицах. В Париже, как и во многих других больших городах, люди тратят очень много времени на дорогу до работы и обратно из-за того, что переезжают в пригород, где жилье дешевле. Как сообщили коллеги из Лондона, у них самые дорогие билеты на общественный транспорт, и профсоюзы намерены бороться за снижение цены, так как для многих она неподъемна. В Осло растет количество платных дорог, что негативно сказывается на обычных людях, ведь разница между состоятельными и бедными увеличивается с каждым годом. В Риме профсоюзы выступают против приватизации общественного транспорта и требуют изменений в законодательстве. В Риге существует большая проблема коррупции в транспортной сфере, и профсоюзы выходят на митинги, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону.
В рамках основной темы Конференции было запланировано обсуждение и других вопросов. Один из них был представлен Лукой Визентини в свете предстоящего отчетно-выборного Конгресса Европейской Конфедерации Профсоюзов (ЕКП), который должен пройти в мае в г. Вене (Австрия). Его доклад назывался «Приоритеты Конгресса ЕКП». Среди выделенных им пунктов: необходимость смены в ЕС несовершенной экономической модели, борьба за увеличение оплаты труда, усиление механизмов профсоюзной работы, заключение большего количества коллективных договоров, создание новых рабочих мест, работа по обеспечению надежной защиты работников в переходный период.
Затем состоялся семинар, на котором участники обсудили приоритеты ЕКП с точки зрения работы в своих регионах. В своем заключении г-н Визентини согласился с участниками семинара, что один из важнейших вопросов – это увеличение численности профсоюзов. По его словам, нужно «спуститься на землю» и донести до трудящихся опасность популизма, больше работать напрямую с настоящими и будущими членами профсоюза, укрепить демократическую силу внутри организаций и помогать друг другу.
19 марта координатор Постоянного комитета ECTUN Кристина Теокари представила отчет по вопроснику о транспортных системах в столицах, основанный на ответах, присланных коллегами. По ее словам, в каждой столице - свои условия и особенности, но все стоят перед лицом одних и тех же угроз и вызовов, поэтому разговор идет об общих проблемах. Она выделила следующие задачи:
- профсоюзы должны принимать участие в решении транспортных проблем;
- необходимо оптимизировать виды транспорта;
- нужно увеличивать долю общественного транспорта, чтобы было меньше пробок на дорогах;
- важно увеличить вовлеченность профсоюзов в решение вопросов мобильности, для того чтобы создать для трудящихся достойный баланс между трудом и отдыхом.
Затем вниманию делегатов были представлены презентации о транспортной ситуации профцентров Софии, Москвы, Лиссабона и Лондона.
В Софии доля общественного транспорта в городских перевозках занимает 37%. Чаще всего жители пользуются метро, которое состоит из 2 линий. Но в 2019 и 2020 годах запланировано строительство 3-ей линии метро, что должно разгрузить пассажиропоток. Также в городе перевозками занимаются автобусы, трамваи и троллейбусы. Профсоюзы активно работают в этой сфере, чтобы обеспечить гражданам комфорт и транспортную доступность. Среди проблем была названа нехватка водителей автобусов, несмотря на то, что им предоставляются различные льготы. Что касается решения актуальных вопросов, то власти и профсоюзы договорились о повышении зарплаты работникам транспорта на 10% в ближайшие месяцы.
В свою очередь председатель МФП Михаил Антонцев сообщил о ситуации в Москве, в том числе и о многочисленных льготах в транспорте для различных категорий граждан, и о том, что в столице разрабатывается система трудоустройства рядом с домом, о социальном такси для людей с ограниченными возможностями, о внедрении цифровых технологий в транспортную систему, о закупке экологичных электробусов и о многих других нововведениях, которые появились в Москве за последние годы.
Что касается ситуации в Лиссабоне, то в этом городе довольно высокая стоимость проезда, как и в Лондоне. Для 70% жителей это является проблемой, поэтому сократилось количество людей, которые пользуются общественным транспортом. Многие ездят из пригорода в центр на работу на своих автомобилях. Профсоюзы годами добивались, чтобы был введен проездной на месяц, чтобы снизить стоимость проезда. И, наконец, власти пошли навстречу, и в самое ближайшее время люди будут тратить на поездки в общественном транспорте уже 30-40 евро в месяц вместо 70 евро. В завершение представитель профсоюза Лиссабона призвала коллег продолжать выдвигать требования и бороться за права трудящихся.
Коллега из Лондона упомянул о такой проблеме, как загрязнение воздуха из-за транспорта. По его словам, за 10 лет качество воздуха в столице улучшилось на 11%, но этого недостаточно. Поэтому проводятся действия по сокращению количества машин в центре города. Транспорт в столице Великобритании находится и в государственной, и в частной собственности. Совет профсоюзов Лондона выступает против приватизации общественного транспорта, как и многие другие профсоюзные организации в европейских столицах.
После презентаций прошел Семинар по теме мобильности и транспорта.
Участники выделили следующие направления работы:
- необходимость введения экологического транспорта, развитие велосипедной системы
- борьба за то, чтобы весь общественный транспорт был государственным;
- создание гибкой системы оплаты за проезд;
- развитие сферы использования такси;
- важность участия профсоюзов совместно с муниципалитетами в развитии транспорта;
- необходимость переобучения работников в век цифровых технологий;
- помощь профсоюзов в сплочении трудящихся путем проведения различного рода совместных мероприятий.
Заключительный день работы Конференции начался с принятия Декларации в свете Европейских парламентских выборов – 2019, в которой члены ECTUN были единодушны в признании проявления популизма и правого экстремизма как угрозы для профсоюзов и демократических прав в целом. В Декларации участники Конференции призвали трудящихся голосовать на выборах, чтобы победила демократия, прогресс и социальная справедливость.
Затем координатор Постоянного комитета Кристина Теокари представила членам Объединения доклад-отчет о работе за год «От Мальты к Софии». А старейший участник Конференций ECTUN, представитель Итальянского Союза Труда Рима и Лацио, Франческо Фатига призвал мобилизовать членов профсоюзов и принять участие в манифестации ЕКП, которая пройдет 26 апреля 2019 года в Брюсселе (Бельгия) около здания Европарламента, для того, чтобы выдвинуть требования в преддверии выборов.
В завершение форума Объединения столичных профцентров Европы было согласовано, что XIX Конференция состоится в 2020 году в Хельсинки, в 2021 году она пройдет в Белграде, а в 2022 – в Мадриде.