Лидер столичных профсоюзов рассказал о законе «об удаленке»

  • 06 / 08 / 2020
  • 443

Во время пандемии миллионы россиян перевели в режим удаленной работы, и всем пришлось на ходу приспосабливаться к новым условиям. «Прописать» эти новые условия в трудовом законодательстве, да так, чтобы не обидеть никого из участников трудовых отношений, - такая задача стоит перед законодателями.

21 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект об удаленной и дистанционной работе. Он дополняет главу 49.1 Трудового кодекса «Особенности регулирования труда дистанционных работников», регламентирует типы дистанционной занятости и основания для их применения, а также порядок взаимодействия работника и работодателя. Законопроект вводит три типа удаленной занятости: дистанционная (удаленная) работа, временная дистанционная работа (вводится на определенный период времени) и комбинированная работа (при которой сочетаются удаленка и труд на стационарном рабочем месте).

Как отметил в ходе пресс-конференции председатель МФП Михаил Антонцев, необходимость закона, регламентирующего особенности удаленной работы, назрела давно: «Абсолютное большинство людей столкнулось с ней после внедрения и развития цифровых технологий. И в сегодняшней ситуации COVID-19 стал именно ускорителем необходимости изменения правил в трудовых отношениях между наемными работниками и работодателями».

Профсоюзы подчеркивают, что основная цель нового законопроекта - защита прав тех, кто трудится удаленно. Во время пандемии права работников сплошь и рядом ущемлялись. Зачастую именно за счет сотрудников наниматели решали проблемы, появившиеся из-за неожиданной и массовой удаленки. – «Работодатели уже накопили опыт, как уйти от заключения трудовых отношений с наемными работниками, а значит - от социальных обязательств», - рассказывал Михаил Антонцев. – «Многие работы производятся на основании гражданско-правовых договорах, то есть регулируются Гражданским кодексом, а не Трудовым. Тем самым работодатели снимают с себя всю ответственность, накладываемую Трудовым кодексом. Поэтому сейчас очень своевременна инициатива, которая направит трудовые отношения в законное русло».

Профлидер перечислил серьезные вопросы, на которые необходимо будет найти ответы: «Первое - каким образом регулируются отношения при удаленке. Мы считаем, что это, однозначно, должен регулировать трудовой договор, в котором прописываются режим и условия работы, оплата труда, право на отпуск (о котором, кстати, многие вообще забывают при удаленке). Второе - какое оборудование будет использоваться, за чей счет приобретаться, кто несет ответственность за его работу? Третье - особенности правил техники безопасности на удаленке. Если, например, работник пролил на себя горячий чай, кто несет ответственность? Это несчастный случай на производстве или бытовая травма? Четвертое - кто и как измеряет рабочую нагрузку? Когда можно, а когда запрещено работодателю беспокоить работников? Будут ли подчиненным отравлять жизнь звонки с утра до ночи? А если часовые пояса у работодателя и работника разные? Пятое (не по значимости, конечно): как будет происходить оплата труда? Трудовой кодекс говорит, что не реже двух раз в месяц, а гражданско-правовые отношения говорят: выполнил дело - получил деньги. Шестое: на основании каких статей можно уволить дистанционного работника? А сохранение персональных данных? А обеспечение информационной безопасности? Вопросов очень много».

В Госдуме создана рабочая группа по доработке Трудового кодекса, которая занимается поправками к законопроекту после его принятия в первом чтении. Отметим, что в работе над законопроектом с самого начала активно участвуют профсоюзы.

«Прежде чем поправки к Трудовому кодексу поступили в Госдуму, они практически на всех региональных площадках обсуждались и с профсоюзами, что очень важно. Поправки, что называется, народные, потому что профсоюзы в регионах предлагали свои нюансы изменений с учетом особенностей того или иного региона», - подчеркнула председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко (кстати, член рабочей группы по доработке законопроекта).

Судя по вопросам СМИ, вопрос удаленки многих волнует и применительно к учащимся - ведь новый учебный год начнется меньше чем через месяц. Лидер МФП сообщил, что на эту тему и в профсоюзы поступает много обращений, вопросов.

«Все образовательные учреждения настроены на то, чтобы дети учились в очной форме», - постаралась успокоить общественность Инна Святенко. – «Но надо понимать, что в случае второй волны эпидемии, на определенный период, в целях безопасности, дистанционная учеба возможна».

Были вопросы о зарплате. Михаил Антонцев высказался на пресс-конференции предельно четко о том, что недопустимо снижать оплату труда на удаленке: «Снижения зарплаты законодательство не должно допустить однозначно. Объем работы же не уменьшается в зависимости от режима ее выполнения. А вот работодатели экономят. Как минимум на оплате за офис. Поэтому они должны поделиться с наемными работниками в части компенсации их затрат на технику, программное обеспечение и, может быть, в части повышения заработной платы - не все же себе в карман класть».

Профлидер отдельно поднял тему профсоюзов. Он отметил, что работники, напуганные угрозой увольнения (в частности, в сегодняшние неспокойные времена), готовы порой соглашаться на кабальные условия. «В этой ситуации единственная защита во всем мире - объединение работников между собой – профсоюз», - напомнил журналистам Михаил Антонцев.- «Профсоюзы были созданы с учетом того, чтобы не оставаться один на один с проблемами».

Источник: газета «Солидарность»