Лидия Фомина: «Творческие работники - самая бесправная категория»

Об этом в интервью «Солидарности» рассказала Лидия Фомина, председатель Московской городской организации Российского профсоюза работников культуры.

ИСПЫТАНИЕ КОРОНАВИРУСОМ

На мой взгляд, больше всего от пандемии COVID-19 пострадали работники театров. Самая острая ситуация возникла в Театре имени Ермоловой. Там отправили работников в простой с оплатой 2/3 оклада. Это было в начале пандемии, в марте, до того, как президент издал указ о том, что работники не должны потерять в оплате. После этого им выплачивали уже оклад плюс надбавки за звание. Премии в период самоизоляции не платились, так как не игрались спектакли. Поэтому основная часть работников театра получала зарплату ниже средней.

В остальных театрах меньше оклада никому не платили, насколько мне известно. Департамент культуры профинансировал театры даже в счет будущего периода. Но надо учесть, что большая часть зарплаты работников финансируется из внебюджетных доходов, за счет продажи билетов. Работники театров понимали тяжелое положение своих руководителей, поэтому каких-то эксцессов не было, как и большого количества больных. Про всех работников не скажу, а из членов профсоюза заболели человек пять. Но финансирование театров подорвано.

Объявили, что в августе театрам можно открываться. Но билеты не продавались, более того, пришлось возвращать деньги за уже проданные билеты, полноценных репетиций спектаклей не проводилось. Думаю, в августе никто открыться не сможет. А даже если откроются… денег у людей нет. Плюс шахматная рассадка, боязнь коронавируса. Пойдет ли зритель в театр? Очень сомневаюсь. Поэтому в июле и августе зарплаты работников театров, скорее всего, уменьшатся, и значительно, причем у всех. Доходов нет, больничные отменены, увеличены траты на безопасность. А оклады в нашей отрасли очень маленькие. К примеру, в еврейском театре «Шалом» оклад на уровне МРОТ. А среди артистов есть и не москвичи, у которых дети, ипотеки-кредиты… Непонятно, как люди будут выживать в такой ситуации.

ТВОРЧЕСКИЙ - ЗНАЧИТ НЕЗАЩИЩЕННЫЙ

Но самое страшное, что сейчас происходит, это даже не пандемия. Это переформатирование репертуарных театров в непонятно что. В какие-то дома культуры, как «Гоголь-центр», Драматический театр им. К.С. Станиславского и другие. Во МХАТе им. М. Горького сейчас функционируют секции йоги, песни, танцев, а в довершение ко всему откроется и ночной клуб. То есть политика переформатирования репертуарных театров продолжается. А работники в этой ситуации оказываются совершенно бесправны, и даже в судах их защитить не удается. С 2012 года горком отстаивал трудовые права членов профсоюза более чем в 40 судебных процессах, из которых только в 16 удалось защитить интересы творческих работников. Какие проблемы наиболее часты? Чаще всего графики работы установлены так, что это приводит к злоупотреблениям со стороны работодателя.

Для простоты устанавливают пятидневную рабочую неделю с 10.00 до 19.00, что абсолютно не соответствует специфике рабочего времени творческих работников, ведь спектакли только начинаются в 19.00, а также проходят и в выходные дни. А работодатель при этом может злоупотреблять своими правами и использовать эти графики для увольнения неугодных работников, как это случилось с актерами Московского драматического театра на Перовской. После создания профсоюза работодатель уволил их за «систематическое нарушение трудовых обязанностей» - неявку в те дни, когда у актеров не было ни спектаклей, ни репетиций, ни вызова в театр. Работникам удалось выиграть суд в апелляционной инстанции и продолжить заниматься творчеством в Театре на Перовской только потому, что работодатель допустил формальные нарушения в оформлении увольнения. Однако тот факт, что труд творческих работников имеет свою специфику, свой особый режим рабочего времени, суды не признали, так как это не отражено в законодательстве.

Аналогичная история произошла с актрисой Театра на Таганке Анной Агаповой, которая была уволена якобы за прогул, хотя на самом деле она не была занята в спектаклях, ее не вызывали на репетиции. Но суды сделали вывод, что отсутствие занятости в спектаклях не освобождает работника от обязанности являться на рабочее место и исполнять иные свои трудовые обязанности.

Если в учреждении культуры нет профсоюзной организации с 50% работников - членов профсоюза, работодатель принимает локальные нормативные акты в одностороннем порядке. А оспорить эти акты можно только в коллективном споре. Но как только творческие работники создают профсоюз, тут же на них начинается давление. Не дают играть в спектаклях, заменяют другими составами, как это происходит в Театре на Таганке, во МХАТе им. М. Горького, Драматическом театре им. Н.В. Гоголя. Изменяют в одностороннем порядке «Положение об оплате труда», снижая оклады и стимулирующие выплаты, не перезаключают срочные трудовые договоры, а порой увольняют и «бессрочников», как в Театре на Таганке, в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, МХАТе им. М. Горького. И пока невозможно в суде доказать дискриминацию творческих работников.

В этой ситуации творческие работники - наименее защищенная категория. Это положение вещей во имя сохранения и театров, и работников надо срочно менять и вносить изменения в трудовое законодательство.

Во-первых, надо законодательно закрепить, что непредоставление работы творческим работникам должно квалифицироваться как неисполнение трудовых обязанностей по вине работодателя и оплачиваться согласно ч. 1 ст. 155 ТК РФ в размере не ниже средней зарплаты. (Сейчас работодатели пытаются квалифицировать отсутствие работы у артиста как простой и оплачивать это в размере 2/3 оклада или 50% от оклада). Во-вторых, необходимо отдельно указать в ст. 135 ТК РФ, что с приказом о стимулирующих выплатах должны знакомить всех работников; такие выплаты не должны квалифицироваться как персональные данные и подлежать сокрытию. В-третьих, необходимо остановить практику заключения гражданско-правовых договоров и срочных трудовых договоров с творческими работниками, а также необоснованные сокращения творческих работников.

И, наконец, нужно дать профсоюзу право обжаловать в судебном порядке локальный или нормативный правовой акт. Также необходимо обязать работодателя при запросе даже от малочисленной профорганизации провести собрание работников и путем тайного голосования создать представительный орган работников для последующего заключения колдоговора или принятия локального акта. - А самое главное, - заключает председатель горкома профсоюза, - надо вернуть русскому стационарному репертуарному театру статус государственного посредством формирования художественного госзаказа. Раз государство финансирует театры, оно должно иметь возможность влиять и на репертуарную, и на кадровую, и на финансовую политику учреждений культуры.

Источник: газета «Солидарность»