Дмитрий Шулянский: «Несмотря на структурные реформы, нам удалось сохранить единство профсоюзной организации»

  • 04 / 11 / 2021
  • 716
Железнодорожная отрасль России вот уже двадцать лет без малого подвергается масштабным реформам. Как известно, жить в эпоху перемен очень непросто, а работать, и работать эффективно, - задача еще серьезнее. Как с ней справляется сегодня Дорпрофжел на Московской железной дороге, рассказывает председатель организации Дмитрий Шулянский.

- Дмитрий Алексеевич, 2021 год объявлен ФНПР Годом организационного и кадрового укрепления профсоюзов. Насколько это оказалось актуальным для Дорпрофжела на Московской железной дороге?

Настолько же, насколько и для любой другой общественной организации. Отмечу, что в железнодорожной отрасли России уже почти два десятилетия идет реформирование. Профсоюзная организация Роспрофжела на Московской железной дороге на протяжении этого периода также претерпевала множественные изменения, стремясь выстраивать профсоюзную структуру в соответствии с новыми условиями. Основной нашей задачей в этой работе было сохранение численности профсоюза. И по сей день при любых организационных и структурных изменениях в компании ОАО “РЖД” приоритетом первичных профорганизаций остается индивидуальная работа с людьми при переходе из одного предприятия в другое. Сейчас, когда реформирование продолжается, мы все так же заинтересованы в гибкости собственной структуры, ее быстрой адаптации к изменениям.

- И как вы оцениваете результат этих усилий?

Несмотря на все реорганизационные процессы и структурные реформы, нам удалось сохранить единство профсоюзной организации. Это главное. Дорожный профсоюз объединяет семь региональных обособленных подразделений, семь объединенных первичных организаций и 304 первичные организации. И более половины первичек имеют 100-процентное членство. Сегодня почти 95% - если быть точным, 94,72% - работников Московской железной дороги - члены профсоюза. За всеми этими цифрами стоит каждодневная работа первичных профсоюзных организаций полигона столичной магистрали - по мотивации профсоюзного членства, по правозащитной и информационной деятельности.

- Профсоюзный охват железнодорожников впечатляет, конечно. Что для этого делается?

Уровень членства в профсоюзе всегда был, есть и останется основным фактором, характеризующим силу профсоюзного движения и степень доверия работников к профсоюзу. Поэтому так важна мотивация вступления в профсоюз. А на мотивацию работает все: от каждодневной деятельности по защите прав до поддержания престижа быть в профсоюзе через внешние атрибуты. Скажем, вновь принятым в профсоюз в торжественной обстановке вручается профсоюзный билет и специальная памятка члена Роспрофжела. Мелочей здесь быть не может, важно всё. Стараемся быть ближе к людям, держать обратную связь. Наша дорожная организация практикует ежеквартальное проведение Дней Дорпрофжела на крупных железнодорожных узлах, когда руководители и специалисты Дорпрофжела встречаются с профактивом на их рабочих местах, отвечают на вопросы. Если люди указывают профсоюзным руководителям на недостатки в работе - устранение этих недостатков берется на контроль. И это тоже укрепляет профсоюзное единство и мотивацию членства в Роспрофжеле. Отметил бы еще один эффективный инструмент мотивации - программу лояльности для членов профсоюза, которая реализуется в Роспрофжеле. Держателям электронных профсоюзных билетов свыше 200 торгово-сервисных предприятий предоставляют скидки от 3 до 50%. Председатели первичек делают рассылки в WhatsApp и Telegram, информируя членов профсоюза о новых партнерах и предложениях программы лояльности.

- Ну и, наверное, информационная работа в деле мотивации - первый помощник?

Безусловно. Она помогает формировать положительный имидж профсоюза. Для информационной работы Дорпрофжел на МЖД располагает определенной базой: во всех структурных подразделениях имеются современные информационные стенды, работает сайт как во внутренней локальной сети РЖД, так и во внешней сети, в интернете. Лидеры первичек активно используют социальные сети, группы в мобильных приложениях. На полигоне дороги уже 10 лет работает проект “ПрофИнфо”, в рамках которого информация о деятельности профорганизаций размещается на профсоюзных мониторах, установленных в структурных подразделениях полигона дороги. У нас есть свое печатное издание - газета “Социальная защита на МЖД”, которая отметила в этом году 20-летие. Газета выходит ежемесячно общим тиражом 15 тысяч экземпляров, и читатели ее ждут и любят. Кроме того, мы сотрудничаем с корпоративными СМИ, телеканалом “РЖД-ТВ”, а также с региональными профсоюзными СМИ, в которых ежемесячно публикуются материалы о нашей деятельности. Сейчас вот даю интервью для газеты “Солидарность” - значит, выходим со своей информацией на страну.

- Как ведется работа с профсоюзными кадрами?

Как и в других профсоюзных структурах, у нас есть кадровый резерв на руководящие выборные должности в организациях профсоюза. Кадровый резерв ежегодно утверждается на заседании президиума Дорпрофжела. Однако, как показывает практика, на выборные должности не всегда приходят люди из утвержденного кадрового резерва. Основные причины - ротация кадров в компании и естественный отток персонала. Возникают трудности и с направлением кадрового резерва на обучение. Вместе с тем у кандидатов в резерве есть возможность в будущем получить высшее образование, направление в вуз выдает Дорпрофжел. Это, несомненно, является хорошей мотивационной составляющей. Вновь избранные председатели обязательно проходят обучение, как того требует концепция кадровой политики Роспрофжела. И здесь на первый план выступает профессионализм и подготовка лидеров первичных организаций. Набирает популярность дистанционное обучение, которое проводится на базах Академии труда и социальных отношений, МФП, ЦК Роспрофжела и Дорпрофжела. Дистанционное обучение профактива, как и компьютерные технологии в целом, мы намерены использовать и в дальнейшем. Кстати, в ближайшее время нам предстоит внедрить электронный документооборот, что поможет систематизировать работу с документами и повысит качество их оформления.

- Новые технологии часто требуют нового взгляда, возможно, новых кадров. Про обучение понятно, а вот как у вас со сменяемостью руководящих профсоюзных кадров?

За примером далеко не пойду: отчетно-выборный 2020 год показал, что из 304 председателей первичек впервые избрано 77. Это не так мало - обновление больше чем на 25%. На четверть обновился руководящий состав цеховых профорганизаций и почти на треть - профгрупоргов. Так что да, на должности профсоюзных руководителей приходят новые люди.

- Вопрос не совсем про кадры, но, по большому счету, тоже про мотивацию: как строится социальное партнерство в компании “Российские железные дороги”?

Я бы сказал, как нормальное, конструктивное взаимодействие работодателя и профсоюза. Доказательством может служить тот факт, что при создании компании в 2003 году одним из первых документов был приказ о сохранении всех закрепленных в коллективном договоре льгот и гарантий для работников. И всегда, даже в трудные для страны и отрасли времена, наш колдоговор выполнялся в полном объеме. При этом нельзя сказать, что переговоры профсоюза с работодателем всегда проходили гладко - это не так. Но благодаря авторитету и аргументированной позиции отраслевого профсоюза многие вопросы решаются в пользу работников. И совершенно верно, что это тоже, в свою очередь, является хорошим мотивационным аргументом. В целом же могу с уверенностью сказать: сегодня профсоюзный актив Московской железной дороги - это грамотные, компетентные люди, способные эффективно взаимодействовать с коллективами и решать самые сложные задачи.

Источник: газета «Солидарность»