Круглый стол “Медиация в системе трудовых отношений. Реализация медиации как инструмента в работе профсоюзных организаций”

  • 26 / 10 / 2017
  • 262

25 октября 2017 года в Общественной Палате Российской Федерации состоялось заседание круглого стола по теме “Медиация в системе трудовых отношений. Реализация медиации как инструмента в работе профсоюзных организаций”. В заседании от Аппарата Московской Федерации профсоюзов приняли участие Руководитель Правового департамента Вальковой А.Ф. и Руководитель департамента организационной работы Баринов С.А.

В своем выступлении на заседании Вальковой А.Ф. отметил, что главное сейчас оценить возможности и востребованность использования медиации в сфере трудовых отношений и формирование предложений по ее дальнейшему внедрению (ФЗ от 27.07.2010 № 193-ФЗ).

Рассматривая тему Круглого стола, необходимо понять причину, по которой с 2011 года данный закон не востребован при рассмотрении индивидуальных споров, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.

Основные причины:

1.​ № 193-ФЗ не соответствует Трудовому кодексу, как этого требует ст. 5 ТК РФ, и не содержит норм трудового права.

2.​ В Трудовом кодексе РФ (ст. 352) перечислены все способы защиты трудовых прав и свобод (закрытый перечень):

  • самозащита работниками трудовых прав,
  • защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами,
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
  • судебная защита.

Альтернативные способы защиты (медиация) – отсутствуют.

3.​ КТС и суд трудовые споры рассматривают бесплатно.

Федеральным законом о медиации установлена, как правило, платность услуг медиаторов. В настоящее время статистика по стоимости услуг медиаторов отсутствует.

Однако курс обучения медиатора обозначен 35-40 тыс. рублей за одного слушателя.

В 2016 году судами было рассмотрено в порядке ГПК РФ и КАС РФ около 17 млн. гражданских и административных дел и материалов, из них 616,1 тысяч споров, возникающих из трудовых отношений, что составило 3,65% от общего числа гражданских и административных дел.

Расходы на судебную систему составили 153,5 млрд. рублей (по данным Минфина в 2015 году). Всего было рассмотрено 17,8 млн. гражданских и административных дел. Принимая для упрощения счета равную сумму расходов на каждое дело, получаем около 9 тысяч рублей за одно рассмотренное дело. Сомнительно, что услуги медиатора будут стоить дешевле.

Насколько привлекательны для работника будут расходы на медиатора за предполагаемое сохранение хороших отношений с работодателем трудно сказать. При этом нельзя не учитывать фактор освобождения работника от судебных расходов. Одновременно следует помнить и об обязательном участии работника и работодателя в финансировании медиативной процедуры.

В соответствии с законом медиатор не выносит решение. Стороны должны при участии медиатора найти компромиссное решение, которое удовлетворит обе стороны. Предусмотренные законом о медиации сроки существенно увеличат сроки рассмотрения трудовых споров.

Из общего числа трудовых споров 81% споров о взыскании невыплаченной заработной платы. Закон о медиации допускает, что работа медиатора может продолжаться до 60 и в отдельных случаях до 180 дней. То есть, представим себе - два месяца переговоров при участии посредника (медиатора) могут закончиться безрезультатно. При таком исходе в случае отсутствия погашения задолженности и растущего долга необходимо будет продолжить рассмотрение спора в суде. Допустимы ли такие сроки для погашения задолженности по заработной плате (продолжительного периода жизни для многих работников и членов его семьи без средств к существованию)?

По спорам, в разрешении которых может принимать участие Комиссия по трудовым спорам, необходимо отметить два важных фактора.

Первый - до обращения в комиссию работник и его представитель - профсоюз, должны провести переговоры с работодателем (ст. 385 ТК РФ). Профсоюз в этом случае не является и не может являться посредником, так как выступает заинтересованной стороной - представителем работника по защите его трудовых прав.

Второй - работник и его представитель должны провести переговоры с работодателем по существу спора.

У медиатора в соответствии с Законом о медиации тот же прием. Медиатор ведет переговоры со сторонами конфликта, его задача либо указать на нарушение права, либо найти компромиссное решение в споре интереса. Собственно и профсоюз, участвуя в конфликте на начальном этапе, ведет переговоры, обозначая либо нарушение права, либо пытается найти компромисс в споре интересов

Курс обучения профсоюзных лидеров обязательно включает вопросы ведения переговоров. Приоритет профсоюзного лидера в трудовых спорах перед медиатором очевиден. Профсоюзный лидер, являясь непосредственным участником производственных отношений, не только обладает опытом ведения таковых споров, но и в большей степени владеет информацией взаимодействия спорящих сторон и тонкостей их конфликта.

Действия медиатора и действия профсоюзного представителя совпадают, но только отчасти.

Недостатки медиативного процесса:

  • медиатор впервые встречается со спорящими сторонами;
  • потребность достаточно большого периода времени на ознакомление с ситуацией;
  • необходимость приобретения доверия сторон.

Комиссия по трудовым спорам должна вынести решение в 10-ти дневный срок со дня обращения. Можно ли и целесообразно ли искать и привлекать посредника для разрешения спора в срок, сопоставимый с 10 днями. Тем более, что механизм формирования комиссии предусматривает участие представителей работников и представителей работодателя, что предполагает взвешенное решение.

Обращение в суд ограничено по срокам: по трудовым спорам - 3 месяца; по спорам, связанным с увольнением - 1 месяц. Сжатые сроки обращений в суд по трудовым спорам накладывают ограничение на сроки, которые вполне приемлемы для процедур медиации по семейным и хозяйственным спорам. И только по спорам о взыскании заработной платы законодатель в целях усиления защиты прав работника увеличил сроки обращения в суд до года.

4.​ Использование медиации в работе профсоюзных организаций.

Федеральный закон № 193-ФЗ действует при согласии спорящих сторон и при условии письменного заключения медиативного соглашения.

Предлагая профсоюзам такой инструмент, нужно понимать:

  • во-первых, увеличивается количественный состав участников урегулирования конфликта за счет профсоюза, который будет выступать на стороне работника.

Вопрос: как будет распределяться оплата услуг медиатора – на троих или на двоих? Даст ли согласие работодатель на участие представителя профсоюза в медиации?

  • во-вторых, подписав такое соглашение, профсоюз лишает себя возможности, т.е. должен добровольно отказаться, использовать возможности, предоставленные ему ФЗ «О профсоюзах». Иными словами профсоюз попадает под зависимость соглашения на 60 или 180 дней. Это неприемлемо для профсоюза.

5.​ Финансовое обеспечение проекта закона.

Каждый проект закона должен содержать записку о том, сколько потребуется денежных средств из бюджета на его реализацию.

Ответ очевиден – средств не потребуется.

Однако, если эти услуги начнут действовать в обязательном порядке, то пополнение бюджета будет очевидно в виде поступления налогов. Ведь медиаторы получат деньги с граждан, работодателей и, возможно, профсоюза, с которых впоследствии будут уплачены налоги.

Вывод:

  • профсоюзу данный инструмент не нужен;
  • для работника и работодателя процедура медиации является дополнительным финансовым бременем.